Аппликация – это один из видов изобразительного искусства, с которым ребенок знакомится уже в раннем возрасте

Аппликация – это один из видов изобразительного искусства, с которым ребенок знакомится уже в раннем возрасте. Занятие аппликацией очень полено для малышей.

Во-первых, это творчество, в котором ребенок реализует свои способности и видение мира.

Во-вторых, аппликация прекрасно развивает моторику рук, как мелкую, так и крупную.

В- третьих, аппликация содействует развитию у ребенка умения выявлять такой признак предметов, как форма, т.е. кроме воображения задействуется логическая часть познания мира.

Заниматься аппликацией с ребенком можно начать уже в годовалом возрасте. В этот период ведущую роль играет взрослый, показывая, что с помощью кусков бумаги различной формы можно составить определенное изображение. Так малыш может знакомиться с различными формами и цветом. На этом этапе полезным будет некое отхождение от правильности, поручив ребенку порвать бумагу, а потом из таких кусочков сделать композицию. Это развивает моторику рук, благотворно влияет на формирование тактильной памяти. Кроме работы с бумагой, предложите малышу намазывать клеем детали. Этот процесс очень увлекает детей, а еще больше им нравится потом отдирать клей от ладошек, что также стимулирует работу пальчиков.

Более сложный процесс представляет собой аппликация в 2,5-4 года. В этом возрасте ведущая роль переходит от взрослого к ребенку. Конечно, большинство идей и вырезание деталей еще принадлежат родителям, но реализация задуманного – это результат действий ребенка.

Что имеется в виду? В возрасте около 3-х лет дети уже владеют элементарными навыками анализа и синтеза, поэтому они могут продуманно подходить к процессу конструирования, что и предусматривает под собой аппликация. Этот вид изобразительного искусства очень сложен с точки зрения его развивающей стороны: во-первых, он должен нести в себе эмоциональную и эстетическую нагрузку, а во-вторых, строиться на основах логики.

Какие же основные умения и навыки нужно развивать с помощью аппликации у ребенка 2,5-4-х лет? Первое, на чем нужно сделать акцент, это учить ребенка выделять части предмета. Это является подготовительным этапом к аппликации, т.к. используются рисованные или реальные изображения предметов. Покажите ребенку, из каких частей состоит машинка, домик, цветок, спросите, что по форме они напоминают.

Например, в домике можно выделить квадратные стены, треугольную крышу, прямоугольную трубу; в цветке – круглую серединку и овальные лепестки. Так ребенок запоминает основные геометрические фигуры и у него формируется знание, что каждые предмет это единое целое определенных компонентов.

Переходя непосредственно к аппликации, начинает действовать метод синтеза, т.е. из отдельных деталей учите ребенка компоновать определенное изображение.

Например, заготовьте по одному большому и маленькому квадрату, один треугольник, один круг, овал и длинный прямоугольник. Составьте домик, из круга – солнце, а из овала и прямоугольника – дерево. На первых этапах показывайте малышу эти фигуры в достаточной близости друг от друга, чтобы малыш концентрировал внимание не на отдельной детали, а смотрел шире, объемнее. Спросите, на что похоже сочетание таких фигур? После предложите ребенку наклеить увиденное на лист бумаги. Обязательно учите малыша последовательности выполнения задания: сначала выбираем материал, потом намазываем, а затем приклеиваем. Не забывайте об эмоциональном моменте. Например, наклеивая рыбку, приговаривайте «Рыбка хвостиком вильнула, глубоко на дно нырнула», или, наклеивая грибок – «Шел по лесу мужичок, подарил ежу грибок». Такие присказки привлекают внимание малыша, стимулируют развитие позитивных чувств.

В 3-4 года ребенок уже достаточно овладевает приемами анализа и синтеза, поэтому как можно чаще предлагайте ему работать самостоятельно. Это значит, что из множества заготовленных деталей малыш должен сам выбирать подходящие для получения изображения элементы. Всегда поощряйте, хвалите ребенка за правильно сделанный выбор, за его догадливость. В этом возрасте детям, как правило, предлагают наклеивать предметы, состоящие из нескольких деталей, поэтому обращайте внимание на соблюдение пропорций аппликации, учите понятиям больше, меньше, шире, уже и т.д. Не ограничивайтесь на единичном наклеивании предмета, пусть ребенок делает несколько вариантов изображения, тем самым закрепляются приобретенные навыки, а также, вводя изображаемый предмет в различные ситуации, стимулируется воображение.

В работе с детьми 2,5-4-х лет важно помнить, что сам процесс не должен быть затяжным, т.к. устойчивость внимания в этом возрасте достаточно низка. Ребенок устает не только от длительности, а и от напряжения на глаза и руки, ведь аппликация предусматривает тщательные и кропотливые движения. Поэтому старайтесь разнообразить процесс. Например, покажите, что намазывать можно как отдельные лепестки цветка, так и место вокруг серединки, а потом придвинуть лепестки; можно подбирать и наклеивать по одной детали изображения, а можно сначала выложить весь объект, а потом по одному элементу снимать и наклеивать.

В трехлетнем возрасте учите ребенка пользоваться ножницами, покажите, как правильно их держать, пусть ребенок попробует резать сначала просто бумагу, а уже в 3,5-4 года предложите ему вырезать по контуру.

Таким образом, аппликация благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. при занятии аппликацией задействовано множество важных процессов в психике и мышлении. В процессе аппликации укрепляются связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира, стимулируется работа рук, развивается память и речь.

 

Статья предоставлена сайтом www.all-for-children.ru
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста