Раннее обучение чтению – есть подвох


Родители, поосторожнее с развивающими методиками. Удачное время для обучения чтению – 5-7 лет. Именно к этому возрасту созревают те участки коры, которые предназначены для хранения и обработки данных письменной речи. Это очень специфические данные, сильно отличающиеся по структуре от всех прочих и для них нужны особые места в голове.

При раннем обучении чтению данные записываются в другие зоны коры, не предназначенные для этих целей. Когда мозг ребенка дорастает до определенного состояния и созревают центры, отвечающие за письменную речь, полученная ранее информация переписывается в эти центры. Но тут может пройти сбой, если у ребенка уже имеется богатый праксис чтения с использованием для этого других центров, то новый праксис может не сформироваться…

Представим себе мозг как офис издательства, несколько кабинетов со стеклянными стенами.

Есть сотрудник, Кей, он дизайнер, сидит в своём кабинете и занимается проверкой фотографий на пригодность для печати, обрабатывает их, создаёт свой дизайн и т.п.

Издательство наняло корректора Дена, для проверки текстов, вычитки и переписывания в стиле издания. Но он ещё не приступил к работе - его новый кабинет в ремонте.

И тут присылают рукопись, надо вычитывать, а то заказ уплывёт. Редактор мечется по офису – кому бы спихнуть работу, пока корректора нет? О! Кей свободен! Дружек, садись, читай. Не умеешь вносить корректуру? Ну ты ж образованный, сообразишь, я тебе сейчас покажу для начала, а дальше ты сам, ок? У тебя своя работа есть? Ну ничего, подождёт, это срочно, я тебе потом бонус выпишу. Договорились? Ну и лады!

Вот так Кей попал на дополнительную работу. Первую рукопись он вычитал, за это время принесли ещё 5 статей. Он вычитал и их. Потом рассказик, повесть… Кабинет Дена всё ещё в ремонте, но весь офис уже привык, что эту работу делает Кей, все приспособились к его стилю работы, он всем нравится и людям приятно с ним работать. Все ждут результатов именно от него. Да и он не против – ему понравилось.

И вот ремонт заканчивается, на работу выходит профессиональный корректор. Курьерам дали указания входящую корреспонденцию относить в его кабинет. Они так и делают. Но отношения у Дена с коллегами не сложились, все хотят, что б работу делал Кей. И пока Ден борется с коллективом, начальством, пытается работать или дуется и бостует, Кей, через стеклянные стены офиса вычитывает тексты, лежащие у Дена на столе.

На этом аналогия с офисом заканчивается, потому что в настоящем издательстве если такое и случится, то начальник даст всем по репе и разгонит этот ясли-сад, иначе издательство закроется. А в мозгу, если такое случается, если офис и дизайнер Кей не согласен с тем, что теперь читать будет Ден, это не заканчивается никогда, они так всю жизнь и работают – Ден получает корреспонденцию, Кей читает её из своего кабинета через стекло.

И если такое случилось, если не произошла полноценная передача функций, то результат весьма фиговый – скорость чтения низкая, «врождённая» грамотность не приобретается, большое кол-во ошибок при письме не зависимо от начитанности, не возможность их исправить просто по причине того что они не замечаются и тому подобные неприятности все вместе или по отдельности. Такой человек может увидеть, что слово выглядит не так, но может не видеть в чём именно даже прочитав его по буквам. В это трудно поверить людям, у которых нет проблем с письмом, но так оно и есть.

Конечно может оно и обойдётся, и с чтением и грамотностью всё удвчно сложится, информация куда надо перепишется в своё время и проблем не будет, за частую так собственно и происходит. Но это совершенно бессмысленный риск - заранее не определишь будут проблемы с "переадресацией" или нет, никак этому процессу не поможешь, остаётся пологаться на авось - авось пронесёт.

Так что родители – всему своё время. Я понимаю, что есть реалии современного мира, но выдерживайте баланс. До 5-6 лет можно знакомить ребенка с чтением, но не интенсивно-прогрессивно, с нацеленностью на результат – чтение, а пассивно, легко, в качестве упражнения на визуальную память, без цели научить читать, просто знакомство с объектом «буква». Если он САМ начинает улавливать идею и складывать в слоги и слова – аккуратно следуйте за ребенком и помогайте. Вот тут правило «быть на пол шага впереди ребенка» не работает. Это прекрасное правило для обучения, но само обучение бывает к месту и не к месту. До определенного возраста (5-7 лет) вы не должны учить ребенка читать, только помочь если он сам тянется. Когда но уже вступит в сензитивный возраст для этой науки, вот тогда будьте на пол шага впереди, а до того – следуйте за ребенком.

Мария Сурыгина

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста