Третий лишний (игра)

Возраст
Развиваем
Чем развиваем
Где и когда
Количество участников
Игрушки и поделки своими руками
Степень участия взрослого

Газеты и журналы с цветными иллюстрациями – прекрасный дидактический материал для занятий с ребенком. Возьмите за правило не выбрасывать в мусоропровод всю пачку глянцевых реклам, которые вы вынимаете из почтовых ящиков, а постарайтесь превратить их в удобный и доступный инструментарий для занятий.

С этой целью заведите папку, в которую будете складывать вырезанные из них картинки. Иногда с ними можно импровизированно играть, например, в известную развивающую игру «Третий лишний».

Вы предлагаете ребенку три рисунка, из которых два можно объединить одной темой – «одежда», «игрушки», «мебель», «письменные принадлежности» и т.д. А один рисунок добавляете нарочито «выпадающий» из общей темы. Задача ребенка – проанализировать предложенный ему зрительный ряд и найти в нем третьего лишнего, объяснив, чем он не подходит.

Подборки могут быть, например, следующими: стол, стул, окно; брюки, рубашка, мальчик; арбуз, яблоко, дом.

Для детей постарше развивающую игру «Третий лишний» можно проводить в устном варианте. Например, взрослый произносит подборку «сова, ворона, собака». Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе. Однако, в этом списке есть одно исключение – сова и ворона являются птицами, а собака – нет. Вывод: собака в этой игре будет «третьей лишней». Вот еще ряд подборок для развивающей игры «Третий лишний» детей:

1. Молоко, сок, хлеб – все три слова означают съедобные вещи, но молоко и сок – это напитки, а хлеб – едят.

2. Машина, лошадь, трамвай – все слова означают средство передвижения, но машина и трамвай – механические, а лошадь – живое существо.

3. Шапка, платок, сапоги – все предметы – виды одежды, но шапку и платок надевают на голову, а сапоги – на ноги.

4. Роза, береза, елка – все предметы – растения, но береза и елка – деревья, а роза – цветок.

5. Дождь, снег, река – все предметы – явления природы, но дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.

6. Врач, турист, шофер – все три слова обозначают людей, но врач и шофер – виды профессий, а турист – отдыхающий.

7. Тень, солнце, планета – в данном случае могут быть две логически обоснованные пары; первая – тень и солнце, при свете которого появляется тень, тогда планета – лишнее слово; при втором варианте парой становятся слова солнце и планета как небесные «жители», а тень относится к земле.

8. Мороз, вьюга, январь – лишнее слово «январь», как обозначение месяца, мороз и вьюга – погодные явления.

9. Камень, глина, стекло – лишнее слово стекло, два остальных обозначают природные ископаемые.

10. Дверь, ковер, окно – лишнее слово «ковер», так как обозначает предмет мебели, остальные два – дверь и окно – архитектурные сооружения.

11. Море, река, бассейн – все слова обозначают водоемы, только море и река – естественные, а бассейн – искусственный.

С приобретением навыка зрительной и слуховой наблюдательности игру можно усложнить, добавив в нее еще один рисунок и преобразовав, соответственно, в развивающую игру «четвертый лишний». Вот несколько словесных подборок для игры в «Четвертый лишний»:

1. Март, апрель, май, январь – лишнее слово «январь», все остальные месяцы года – весенние.

2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник – лишнее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные – весенние.

3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок – лишнее слово «теленок», это детеныш домашнего животного, все остальные – диких.

4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела – лишнее слово «трясогузка», это птица, остальные слова обозначают – насекомых.

5. Трактор, лопата, грабли, вилы – хотя все слова обозначают предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трактор», потому что это механическая машина, все остальные орудия труда – ручные.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста