Он лжет!

Мы, взрослые, постоянно недоговариваем, хитрим, подтасовываем факты, лицемерим и просто говорим неправду. А мельчайшая ложь ребенка приравнивается к ужасному преступлению и побуждает родителей немедленно действовать.

Но может быть не нужно сгоряча читать отповеди и придумывать наказания понадежней? Может стоит остановиться и задуматься, чего вы хотите от ребенка, почему вас так возмущает его вранье (потерей контроля над малышом?) и каких результатов вы пытаетесь достигнуть.

1. Дети очень легко считывают мимику и неестественные интонации, а лет с четырех могут уже проанализировать ваши слова и поведение, понять, что они отличаются от действительности. При этом представления о законах общества, вежливости, правилах поведения у них еще слабые. Так что неправды дети видят даже больше, чем ее существует на самом деле. И не всегда получается им объяснить, что не сообщать толстой тете, что она толстая – правильно. А вот прятать разбитую сахарницу и ее содержимое под диван, чтобы не огорчать маму – неправильно. Взрослым стоит помнить об этом и стараться поменьше подавать дурной пример и обязательно разъяснять ребенку спорные ситуации (в рамках борьбы с детской непосредственностью).

2. Постарайтесь создать в вашей семье обстановку, в которой не нужно лгать. Если ребенок живет среди множества запретов, и за каждый проступок его ожидает наказание – ложь станет защитой. Хотя и в демократичной семье обстановка может побуждать ко лжи. Если родители выстраивают образ идеального ребенка, любящие их сын или дочь будут этому образу соответствовать всеми правдами и неправдами.

3. Ребенку, особенно старшему дошкольнику, хочется выглядеть хорошим, правильным. Но он ребенок, поэтому может случайно что-то разбить и испачкать, не справиться с искушением и облизать глазурь с праздничного торта, в исследовательском порыве сделать что-то запрещенное. Скроет он эти факты или признается – во многом зависит от того, хватает ли ему вашей любви и безусловного принятия.

4. Самое страшное во лжи – не факт обмана, а проверки и допросы, а то и обыски, которые устраивают родители. Даже если не брать в расчет вероятность ошибки, любые попытки вывести на чистую воду - унизительны и для ребенка, и для взрослых, разрушают отношения и любовь. Поэтому если вы заподозрили ребенка во лжи – оставьте при себе все подозрения.

5. Если ложь обнаружена – ведите себя искренне (огорчайтесь, сожалейте, удивляйтесь), а не читайте нотации с единственной мыслью о педагогической эффективности ваших действий, и с ханжеским ужасом не раздувайте Историю. Можно наказать ложь методом естественных последствий. Но прочие наказания, поучения, крик бессмысленны. Совесть – внутри. И тяжесть нераскрытого обмана нередко действует сильнее наказаний. Вынужденные извинения после выволочки за ложь ничто, по сравнению с добровольным признанием спустя месяцы и годы.

6. Не стоит напоминать ребенку, что он утром (вчера, в прошлом месяце, год назад) солгал. Постарайтесь и сами об этом забыть. А если забыть не получается – попробуйте вспомнить, когда вы последний раз лгали (хитрили, недоговаривали) ребенку, подсчитайте, сколько было таких случаев за неделю.

7. Наверное, лучший способ свести ложь к минимуму – доказать, что говорить неправду невыгодно. Подыщите литературные примеры, вспомните истории из собственного детства, сочините что-нибудь.

8. Иногда взрослые путают ложь и фантазию. Нам трудно принять, что у маленьких детей размыты границы между реальностью и фантазией (очень хорошо об этом написано в книгах М.В.Осориной “Секретный мир детей в пространстве мира взрослых” и Э. Ле Шан “ Когда ваш ребенок сводит вас с ума”). Поэтому ребенку просто поверить в желаемое. В некоторых случаях фантазии ребенка совсем не веселые, даже страшные. И получая от взрослого отповедь и наказание за ложь вместо поддержки, ребенок остается один на один со своими страхами, проблемами.

9. Если дошкольник часто обманывает – ищите причину лжи. Ложь – это попытка изменить реальность. Малыши с ее помощью корректируют последствия своих проказ, старшие дошкольники – нередко хотят и сами выглядеть лучше. Учите, как добиваться такого же эффекта, не прибегая к неправде. Так можно убрать своими силами безобразие и заслужить похвалу честным хорошим поступком.

10. Подводя итог вышесказанному – лучше не пытаться искоренять ложь и вообще не уделять ей особого внимания. Но есть момент, который нельзя оставить без внимания. Если ребенок перекладывает свою вину на других, обязательно поговорите с ним. А еще лучше вместе почитайте рассказы Н.Носова “Фантазеры”, “Карасик”, В.Осеевой “Почему?”

Луговская Юлия, orangefrog.ru

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста