Педагогический прикорм

Способ знакомства ребенка с «взрослой» пищей, для развития у него пищевого интереса и овладения основными навыками самостоятельной еды. В отличие от педиатрического прикорма, педагогический прикорм вводится без строгого плана по видам и количествам продуктов. Для ребенка ничего не готовят специально. Ребенку предлагают микродозы понравившегося блюда прямо с маминой тарелки за общим столом. При этом важно не заставлять ребенка есть – нужно, чтобы он сам проявил активный интерес к новой еде. При этом малыш лишь знакомится с новой пищей, основным питанием для него остается материнское молоко.

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм помогает сформировать пищевое поведение ребенка. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и если его не стимулировать и не развивать, у ребенка постепенно могут появиться проблемы с аппетитом. Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, малыш начинает знакомиьтся с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (обычно размером с два-три рисовых зерна), которые дают ему родители со своей тарелки. Наблюдая за взрослыми, ребенок также учится обращаться с посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть пищу разной консистенции, вкуса, свойства и температуры. При этом организм ребенка постепенно адаптируется к «взрослой» еде.


В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с 3-4 месяцев: так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде; как правило, это происходит приблизительно в 5–7 месяцев. В это время можно начинать педагогический прикорм.


Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы пищи из ее тарелки. Важно предлагать ему все виды пищи, но если ребенку не нравится – не настаивать. Дав ребенку попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у малыша аллергии на какие-либо продукты.
За один раз ребенку может пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается, ребенок может есть в стульчике для кормления, из собственной тарелки. Как правило, грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Как понять, что ребенок готов к прикорму?

Примерно в полгода у ребенка исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда он стремится выплюнуть все, что попадает ему в рот. К этому возрасту ребенок уже может сам садиться или удерживается в сидячем положении, а его ферментативная система готова к перевариванию другой пищи, кроме молока. Важный признак готовности – интерес ребенка к еде родителей: он смотрит, как они едят, старается схватить кусочек, тянет еду в рот.

Что такое микродоза?

Микродоза, или микропроба, не должна превышать по объему двух-трех зернышек риса. Если речь идет о жидкой пище, то микродозу составляет один небольшой глоточек малыша.


Не подавится ли малыш неизмельченными кусочками пищи?

Еду для малыша не следует измельчать специально — достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если ребенок пытается проглотить слишком большой кусок пищи, матери следует немедленно извлечь его пальцем изо рта ребенка. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш активно учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Обычно ребенок оказывается в состоянии проглотить полученную им от родителей микродозу. Если же это удается ему с трудом, он может “запить” ее грудным молоком.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к «взрослой» пище. Этот процесс начинается, когда малыш еще в утробе начинает глотать околоплодные воды — их вкус изменяется в зависимости от питания матери. У грудного молока также меняется вкус и состав, причем не только в течение суток, но даже во время одного кормления. Получая во время педагогического прикорма совсем небольшие количества именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
При замене микродоз взрослой пищи детским питанием эта адаптация происходит гораздо медленнее – из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание – это в основном консервы, содержащие консерванты и стабилизаторы, просто в меньшем количестве; или сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов взамен утраченных при обработке, а, зачастую – даже ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут свободно прочесть на этикетках к детским продуктам.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

Переход на пищу с общего стола должен осуществляться параллельно с грудным вскармливанием. Резко замещать кормления прикормом нельзя – ведь кормления грудью в основном привязаны ко сну: малыши часто сосут грудь при засыпании или при пробуждении. Однако уже с 8-9 месяцев объем микродоз увеличивается, и к годовалому возрасту доходит до двух столовых ложек одного продукта. Так что начиная с года ребенок ест уже энергетически значимую для него порцию пищи – запивая ее грудным молоком или искусственной смесью.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

Когда родители решают вводить педагогический прикорм, они в первую очередь должны обратить внимание на состояние здоровья малыша. Если ребенок к тому времени, когда у него проснулся активный интерес к «взрослой» еде, уже успел обзавестись какими-либо аллергическими проявлениями или кишечными нарушениями, следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления как минимум не усилились. Тут наиболее подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь» – любые новые продукты стоит вводить по одному и совсем небольшими порциями, бдительно отслеживать любые ухудшения после них.
Также крайне важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого пробует пищу ребенок, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее ОРВИ и так далее – создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.
И наконец, поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» попросту не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

Анна Григорьева, Педиатр

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста